Потери.. близкого, работы, цели, мечты, здоровья, жизни, дома, идентичности, смысла, времени, сил, молодости, надежды..
Всё это та жуткая Медуза Горгона, на которую невозможно взглянуть, иначе каменеешь. Где же найти тот самый щит Персея, с помощью которого становится возможным не только увидеть, но и справиться с этой Медузой?
Невозможность говорить, думать, чувствовать горе - вытесняется в глубокую чёрную дыру внутри, пустоту, в желание закопать, заклеить, забыть, не видеть, не слышать, не ощущать его.. Это должно умереть, этой травмы должно не стать.
Окаменение переходит в нерешимость обрести то, что так страшно потерять - где же найти силы и дать место новому в жизни?
В каждой потери есть частица чего-то внутреннего, бессознательное чувство продолжения себя. Поэтому часто это может стать причиной суицидальных мыслей или действий, самотравмирующих актов. Бессознательный мазохизм к внешнему объекту, злость к факту потери, трансформируется внутрь как способ защиты. Высокой психической защиты.
Психоаналитический щит, киноиндустрия и статья французского психоаналитика Франсис Паш "Щит Персея, или психоз и реальность":
В зеркале аналитика-терапевта становится возможным пережить потерю. Весь страх в Щите аналитика становится плоским, находит место в новом измерении. Реальность следует рядом, но в безопасной оболочке. Опасность есть, но она имеет границы, границы Щита. И в этом есть свобода встретиться с Медузой.
Цитата из статьи: «Греческий глагол, от которого происходит слово Медуза, означает измерять, дозировать, поддерживать в определенных границах, иначе говоря, обращать в камень, поскольку воспринимать, действовать - значит выходить из пространственных границ собственного тела. Медуза держит свою добычу на голодном пайке, она ее заключает в ней самой».
Тут вспоминается яркая картина из свежего фильма с Деми Мур «Субстанция». Образ Медузы Горгоны визуализируется в самом конце, как нарциссический апофеоз главной героини - в слиянии психотического горевания отверженности себя в реальности и внутреннего «сверх идеального Я» - звезды, так основательно «заасфальтированной» в ней.
Цитаты из статьи, которые в каком-то смысле являют психоаналитический спойлер фильма: «..присутствуют два Я: соперничая друг с другом, они врезаны одно в другое и начисто лишены той пустоты..», «Все происходит между двумя этими полюсами и нигде больше. Привлечение-отвращение, съедающее-съеденное, дробящее-расчлененное, кастрирующее-кастрированное, вторгающееся-пронзенное, преследующее-преследуемое, бьющее-побитое, видящее-увиденное. Здесь субъект находится не в себе самом, а в общем процессе, там и более нигде, в психозе».
На стадии раздвоения главной героини, которая еще не вошла в свое третье измерение - образ психоза (некой химеры, которую талантливо изображает режиссер) - можно наблюдать зарождение психического расщепления, которое только погранично и еще пока может иметь обратный исход.
Статья Франсис Паш многослойна, психоаналитический язык автора позволяет взглянуть с разных углов, каждый раз перечитывая можно увидеть что-то новое. Как пересматривая фильм или перечитывая историю человека, страны, мира, открывая заново красоту образов и смыслов.